Если "солить" с умом: содержание тюменских дорог зимой по финской технологии позволит в два раза снизить расходы
Грязь зимой при минусовых температурах - это безумие! Неужели нет другого способа борьбы с зимней скользкостью на дорогах и тротуарах? Для того чтобы разобраться в этом вопросе, мы обратились к независимому эксперту, профессиональному дорожнику, почетному строителю России Алексею Савоськину. В настоящее время Алексей Филиппович возглавляет тюменское региональное отделение общероссийской политической партии "Народ против коррупции". Сразу скажем, что это не реклама. По этой теме мы готовы выслушать мнения всех партий - главное, чтобы быстрее решить проблему.
К слову, Алексей Савоськин уже неоднократно давал рекомендации тюменским дорожникам. Именно он в свое время подкинул и обосновал идею укладывать на магистралях более долговечный шебеночно-мастичный асфальтобетон. С этого года, опять же по его совету, тюменские дорожники впервые приступят к зимнему ремонту дорог. Если зимний ремонт делать по всем правилам, весной, когда сойдет снег, на дорогах будет гораздо меньше "традиционных" выбоин.
Теперь, что касается борьбы с зимней скользкостью. Зададимся вопросом: что нам мешает перенять опыт скандинавских стран?
- В Финляндии уже давно отказались от соли, - отмечает Алексей Савоськин. - Ее используют, и то лишь в виде соляного раствора, только на магистралях, когда уже образуется стекловидный лед. Сыпать соль на дороги и тротуары в Финляндии запрещено! Финны очень щепетильны в вопросах экологии. В Финляндии при планировке поселений изначально предусматриваются места вдоль дорог для складирования снега. Снежные валы высотой до полутора метров никто не убирает. Это лишние затраты. Снег убирают малой механизацией. Дороги всю зиму в накате. Для борьбы с гололедом дороги посыпают каменной крошкой либо поливают горячей водой, смешанной с крупнозернистым песком. Мы же застряли на уровне 60-х годов прошлого века и даже не пытаемся развиваться.
По словам Алексея Филипповича, мы не внедряем новые технологии содержания дорог, потому что заказчик в них слабо разбирается. От песчано-соляной смеси у нас отказались, потому что использовали гидронамывной или глинистый песок. Из-за этого на дорогах была грязь. Нужно использовать крупнозернистый песок. Тогда не будет никакой грязи. И соль будет не нужна.
Сейчас песчано-соляную смесь не используют, посыпают только солью, но грязи на улицах все равно много. Эксперт пояснил, откуда берется грязь. По словам Алексея Савоськина, дороги к зиме вообще-то нужно готовить. За летнее время в "порах" асфальтового покрытия набивается грязь, во время снегопадов под воздействием соли эта грязь оказывается на поверхности, что мы и наблюдаем каждый год. Весь снег на дорогах черный.
Дороги пылесосят с помощью специальных машины, однако по словам Алексея Савоськина, эффект от работы тех "пылесосов", которые у нас есть, нулевой. "Пылесосы" хороши, но не для наших условий. Грязь из асфальтового покрытия они не убирают. Нужны щеточные машины, которые выбивают грязь, а "пылесосы" лишь создают видимость работы и затрудняют движение на центральных улицах.
- В Тюмени, как и в большинстве других российских городов, нет техники для подготовки дорог к зиме, - уверен Алексей Савоськин.
Кстати, для того чтобы перенять скандинавский опыт зимнего содержания дорог, не обязательно ехать в Финляндию. Можно поинтересоваться у коллег из Белоярского в Ханты-Мансийском округе. Здесь уже около десяти лет дороги не солят, работают по финской технологии. Отказавшись от соли, расходы на содержание дорог в Белоярском сократились, примерно, в два раза. Это огромные деньги! Высвободившиеся средства местные власти направили на благоустройство и озеленение.
Что касается вопроса о том, что дешевле: вывозить снег или плавить, Алексей Савоськин считает, что в Тюмени плавить снег будет не выгодно. А вот в Москве выгодно, потому что там из-за больших расстояний, грузовик со снегом за день успевает сделать лишь один рейс.